Город, Покрытый Туманом

Город, покрытый туманом, город, украшенный мраком… Silent Hill

Анализ Джеймса Сандерлента из Silent Hill 2

Итак, Джеймс фактически потерял свою жену 3 года назад — тогда его жизнь лишилась единственного смысла и превратилась в бесконечный кошмар… 3 долгих года, пока Мэри находилась в больнице св.Джерома, Джеймс медленно сходил с ума, балансируя между надеждой и отчаянием, все еще сохраняя веру в чудесное выздоровление жены, но в то же время все больше и больше убеждаясь в безысходности ситуации… 3 изнурительных года постоянного ожидания, больше похожие на бесконечный бредовый сон, который Джеймс уже не мог выносить. У Сандерленда больше не осталось сил — он просто хотел закончить этот бесконечный кошмар… В отличие от Гарри Мэйсона, у Джеймса не осталось человека, на которого можно было бы опереться в трудную минуту — и, как следствие, с того момента жизнь Сандерленда покатилась под откос. Точнее, она катилась под откос на протяжении всего времени болезни Мэри, а после ее смерти укатилась окончательно . Действительно, тогда жизнь Джеймса закончилась. У него больше нет сил дальше жить, у него нет сил умереть. Джеймс потерял не только смысл жизни, но и волю и теперь фактически представляет собой ходячего мертвеца. Т.к. Сандерленд не может двигаться вперед, он остается в прошлом, раз за разом возвращаясь к моментам своего счастья и каждый раз получая все новые страдания от осознания того, что счастье уже никогда не вернется. Переживание каждого момента как бы заново, естественно, влечет за собой его переосмысление — Джеймс мысленно перебирает многие варианты («а что если бы я поступил бы тогда так?», «а что если бы все сложилось тогда по-другому ?» ), все эти варианты откладываются в его сознании, образовывая своеобразную паутину с неимоверно сложной структурой. И Джеймс, подобно пауку, каждый раз возвращается в эту паутину, как бы проверяя каждую ниточку. Эти возвращения каждый раз причиняют боль, но, возможно, Джеймс даже рад этой боли. В любом случае, боль — единственное оставшееся у Сандерленда чувство, последнее напоминание о том, что он еще существует — думаю, это можно назвать особой формой мазохизма. Но человеческая память не безгранична, к тому же подсознание человека склонно избавляться от элементов, причиняющих ему боль или просто переставать принимать их (лучший пример — люди вспоминающие ВОВ с ностальгией типа «Эх, вот тогда были хорошие времена!» — просто подсознание вычеркивает из памяти негативные элементы, заменяет их вымышленными или же просто дает им иную, положительную окраску — так называемое «выборочное удаление» — в этом и заключается эффект ностальгии). Так, находясь в отрыве от реальности, Джеймс начинает медленно запутываться в собственной паутине. Истинные посылки он развивает в ложные умозаключения, но потом уже эти ложные умозаключения начинают казаться ему единственно верными (т.к. приносят меньше боли) и уже из этих ложных умозаключений он выводит опять же ложные, но удобные для себя посылки, тем самым создавая как бы свой мир ложной памяти, все более и более оторванный от действительности. Тут я попробовал разбить метаморфозы Джеймсовой памяти на стадии — понятно, что в данном случае мной применяются принципы диалектики и никаких «катастрофических», изменений, применяемых в метафизике тут быть не может — стадии плавно переходят друг в друга. Примерно так:

  1. Я убил Мэри и это моя вина, я буду нести ее всю жизнь.
  2. Я убил Мэри, но она все равно была больна, след. это моя вина, но я делал это во благо.
  3. Мэри была больна, в ее болезни я не виновен, и она умерла от болезни — это СОВСЕМ НЕ МОЯ ВИНА.
  4. Мэри не умерла и все еще ждет меня, т.ч. тут НЕТ ВООБЩЕ ничьей ВИНЫ и я все еще могу быть счастлив, как и раньше…

Итак, мы находим Джеймса на юго-восточных окраинах SH мечущимся где-то между 3 и 4 стадией. Он приехал — значит он верит в то, что Мэри жива (хочет верить значит верит — разве не иронично ?) но также он говорит, что Мэри умерла а также — интересный момент — он же не просто так заезжает в Безмолвный Холм именно со стороны кладбища (только не надо говорить, что он заехал с этой стороны только из-за наличия там сортира, лол ). Я думаю, что по сюжетной линии все в принципе должно быть уже ясно — постоянный мазохизм Джеймса и фанатичное желание вернуть привело к развитию силы его подсознательного мира (как мы знаем, чем сильнее чувствовоспоминаниежелание, тем большей силой оно обладает) и Сандерленд уже готов впасть в свои заблуждения, поверить в свой мир — т.е. Джеймс уже наполовину находится в своем собственном мире. После получения письма от жены у Джеймса появилась Надежда (т.к. жизнь без Мэри для Джеймса потеряла смысл, то он ОСОБЕННО ЛЕГКО ВЕРИТ — ему просто больше ничего не остается) — страшная всесокрушающая сила и, я думаю , ему все время было на всех абсолютно наплевать — он просто слепо следовал своей параноидальной надежде. Особенно ярко об этом говорит момент встречи с первым монстром — Джеймс влезает под мост в поисках источника звука (см. Радио) и видит монстра рядом с каким-то трупом (лично я думаю, что «монстр» на самом деле был каким-нибудь местным бомжем, нашедшим себе хорошее место для сна под мостом, а «трупом» мог Джеймсу казаться например другой бомж, напившийся в стельку и беспробудно спавший в момент убивания Джеймсом своего товарища. Кстати, если вы осмотрите «труп» 3Д-крэком, то увидите, что это такой же монстр -только в одежде.). Как вы думаете, что сделал бы НОРМАЛЬНЫЙ человек, увидев монстра? — правильно, с дикими воплями побежал бы обратно к Анжеле чтобы предупредить девушку об опасности, а потом вообще бы уехал из города. Но на мой взгляд у Джеймса в это время в голове была только одна мысль: «Этот монстр мешает моему счастью с Мэри! Я убью его за это. Он даже не человек и мне незачем его жалеть…» Возможно, что Джеймс даже получал удовольствие от вымещения своей злобы, агрессии на свои страхи (напомню, образ «монстров» для Джеймса зависит от его личных качеств и большинство из них (т.е. образов) символизируют различные стороны личности Сандерленда, а также элементы его подсознания). Тут тоже есть интересный момент — следите за логикой:

  1. Я убил Мэри, но она и так была больна и я только хотел избавить ее от страданий — я не виноват
  2. Я убил кого-то, но он ведь был монстром, так? — значит я не виноват.
  3. Я убил Эдди, он по любому был человеком, но он убивал людей, а меня не интересуют его заморочки и всякие «смягчающие обстоятельства» Эдди, значит я наказал преступника (это МОЕ смягчающее обстоятельство) и я опять НЕ виноват.
  4. Я же ни в чем не виноват, тогда зачем мне слушать Анжелу и кончать жизнь самоубийством, когда цель так близка и Мэри все еще ждет меня?

Кроме всего перечисленного арсенала «смягчающих обстоятельств» у Сандерленда в кармане также припасена козырная карта — универсальная отмаза «Цель оправдывает средства». Этот «боезапас» наряду с Болью (в свою очередь рождающей Надежду) также придает Джеймсу силы, освобождая его от груза совести. Так, связанный собственной паутиной сознания, ослепленный светом Надежды, вооруженный самообманом клерк становится чуть ли не самым страшным оружием — и что еще более страшно, пытаясь выбраться, Джеймс только запутывается еще сильнее, т.к. первоисточник всего этого — его собственная боль и, пока она не будет излечена, Джеймс не сможет очнуться от своего кошмара. Но он слишком слаб чтобы в одиночку прекратить эту боль. Да и хочет ли он сам этого? Это решится в концовке в зависимости от ваших действий в процессе игры.
Теперь давайте немного порассуждаем о Джеймсовой любви. Лично мне показалось, что Джеймс — далеко не альтруист по натуре. Это очень сильно выражено в отношении Джеймса к Марии и Анжеле («Джеймс: Anyway, I’m glad you’re alive… Мария: «Anyway”!? What do you mean “Anyway”!? You don’t sound very happy to see me. I was almost killed back there! Why didn’t you try to save me? «). Думаю, в этом плане заключается некоторое отдаленное сходство Сандерленда с Мэйсоном. Все же Джеймс любил Мэри не из-за того, что бы сделать ее счастливой, а т.к. любовь к Мэри делала счастливым в первую очередь его самого. Хотя в принципе это логично — я полагаю, что любая человеческая любовь по природе своей отчасти эгоистична, т.ч. ИМХО что мы все-таки не можем за это осуждать Сандерленда. Но опять же хочу подчеркнуть, что подобный взгляд — мое личное субъективное мнение и оно может не совпадать с вашим, а также не претендует на абсолютно точное и верное определение любви как таковой.
Ну ладно, а теперь для логического завершения философского анализа образа Джеймса Сандерленда я хочу задать судьбоносный вопрос: А как Вы считаете, был ли Джеймс абсолютно счастлив с Мэри или прошлое лишь начало казаться счастьем при осознании утраты? (желательно сначала постарайтесь определить свое мнение по этому вопросу и только потом читайте дальше.) Для ответа на этот вопрос хочу остановиться на некоторых моментах: я уже неоднократно обращал ваше внимание на определенную сторону личности Джеймса — тенденцию к мазохизму, саморазрушению. Вообще стоит отметить своеобразное раздвоение личности Джеймса —
а) одна сторона — фелицитативная — инфантильна, эгоистична и желает счастья — но это счастье в определенной мере характеризуется ностальгией. Эта сторона Джеймса напоминает маленького ребенка — следите за мыслью: у маленького ребенка есть какая-то игрушка, ребенка она практически не интересует — лежит себе и лежит, но ЗАБЕРИТЕ у ребенка эту игрушку — и он будет орать и плакать, отбросит все остальные игрушки — и будет хотеть возвращения забранной (не особо его и интересовавшей до этого) — для него на этой игрушке весь мир клином сойдется — но отдайте ему эту игрушку обратно — он просто повертит ее немного в руках, а потом опять отбросит. Вот и Джеймс с Мэри почти также. Вот такая вот метафора. И ведь действительно четко отражает фелицитативную сторону личности Сандерленда.
б) другая — деструктивная, осознает эгоизм противоположной стороны и стремится причинить ей боль, наказать ее за чрезмерный эгоизм. В принципе эти две стороны личности Джеймса должны уживаться друг с другом, но тут есть одна особенность — при счастье усиливается деструктивная сторона и противится этому счастью, при несчастье — усиливается фелицитативная сторона, желая вернуть счастье обратно. Таким образом, Джеймс оказывается с самого начала обречен на заточение между цепями своей «двойной спирали». Лично я считаю, что из-за подобного мазохизма Джеймс не все же не был счастлив с Мэри в полном смысле этого слова («he doesn’t laugh much.» — пишет о своем муже Мэри — Джеймс всегда был мрачным типом, или только после болезни жены?) Постоянные сомнения и внутренние противоречия Джеймса мешали его счастью, думаю, Джеймс думал примерно так: «Сейчас я счастлив -у меня есть любящая жена, более-менее нормальная работа, я уже достиг своего счастья, но заслуживаю ли я его? Может, я скорее заслуживаю страданий, а не счастья?»- Или что-нибудь в этом роде. (Предполагаю, что многие заметили сходство Сандерленда с персонажами известнейшего японского писателя Юкио Мисимы). Джеймс не мог жить сегодняшним днем (возможно, ностальгия была в его характере и Джеймс всегда был очарован именно прошлым?) и сам в какой-то мере разрушил свое счастье, но он не рассчитал свои силы — и не смог найти новых целей в жизни и лишь увяз в собственной боли и воспоминаниях. Хотя …ведь все же его мир подарил ему новую цель в жизни, подарил Надежду, точнее — иллюзию Надежды («I wanted to see you. Even an illusion of you…. That’s why I came here.» — говорит Джеймс жене в концовке «Maria»).
Напоследок хочу сказать пару слов про ПирамидХэда — постоянного спутника Сандерленда. Многие (особенно зарубежные) фэны SH считают, что ПХ — это что-то типа кары Самаэля, призванной судить Джеймса (только вот тогда неясно КАК Джеймс попал к Самаэлю — в мир Алессы =) ). Лично у меня сложилось другое восприятие ПХ. Пирамида — это альтер-эго Джеймса, выраженное в альтернативном мире, символизирующее его постоянный садомазохизм, его деструктивную сторону личности. На примере Сандерленда и ПХ мы видим, что издевательства человека над самим собой, приобретающие истинно садистский характер, переливаясь через край , приносят Боль не только этому человеку, но и всем окружающим.

Выдержка из: Silent Hill Plot Analysis

10 комментариев

10 комментариев

  1. Kate [13 февраля, 2009 г.] 16:35
    Комментарий №1

    Для таких как Джеймс подходит даже песня групы Битлз «Yesterday»

  2. Фёдор [8 марта, 2009 г.] 13:52
    Комментарий №2

    Автор этого анализа великий SilentPyramyid,лучше анализа персонажей быть просто не может.
    SilentPyramyid-это человек который действительно побывал в Сайлент Хилле,и разгадал все загадки,и варианты их решений…

  3. asdbanz [30 июня, 2009 г.] 22:26
    Комментарий №3

    а почему там одно слово ### закрыто
    это как на некоторых сайтах колебаться написать

  4. Keyn [3 июля, 2009 г.] 18:53
    Комментарий №4

    Это лишь выдержка из гайда, без изменения содержания, если очень интересно спросите у автора Silent Hill Plot Analysis

  5. Филипп [18 августа, 2009 г.] 15:17
    Комментарий №5

    Хм…
    Ну со стороны кладбища он подъехал, т.к. скорее всего оттуда был въезд со стороны его города.
    И зачем после убийства первого монстра бежать обратно и предупреждать Анжелу о опасности, если она сама его предупреждала?

  6. Ivan [4 октября, 2010 г.] 5:30
    Комментарий №6

    Хороший анализ)
    Правда,Я тоже считаю,что все монстры это плод его воображения,но также известно,что Silent Hill это место в котором подобные «фантазии» становятся материальными…

  7. Portal [15 декабря, 2011 г.] 10:02
    Комментарий №7

    Пирамидхед это чувство вины Джеймса и не только Джеймс его видел!Из газеты в «блю грек апартмент» Волтер Саливен тоже видел некое чудовище которое гонялось за ним и хотело его наказать,возможно даже убить,как он сам говорил,из газеты. По счет любви полный бред конечно написан,нафантазировали тут! Стал бы Джеймс переться куда то,да вообще париться то у него жена заболела.Да он просто бы ее бросил и нашел другую.Вся драмма в том что он ее любил,да так что не мог смотреть как она страдает и был готов на все чтобы ее потом вернуть!

  8. Егор [6 сентября, 2012 г.] 0:36
    Комментарий №8

    Чем ближе к концу, тем больше своих фантазий вкладывает автор в свой анализ.
    Вообще, считаю, что ко всем подобным измышлениям на тему СХ нужно относится так же как к объектам и персонажам из самого СХ, т.е. они в чём-то основаны на действительности, а в чём лишь некоторое особое её отражение, прошедшее через личное восприятие автора. Данный анализ это возможная реконструкция, более-менее непротиворечивая модель сюжета СХ, дающая способ связать происходящее в игре в целостную логичную картину. Насколько она удачна, судить игрокам.

  9. Надя [16 сентября, 2012 г.] 16:57
    Комментарий №9

    ну я думаю что пирамидхэд это не чувство вины Джеймса, потому как
    в Homecoming тоже присутствует этот тёмный загадочный персонаж.
    Если конечно это не повторение одного и тогоже

  10. Christina [19 октября, 2012 г.] 23:14
    Комментарий №10

    Пирамидхед — это совесть Джеймса. Он сам его породил. После убийства жены, он потерял память и не хотел верить в совершенное преступление, но в глубине души жило чувство вины.Невидимый для других персонажей монстр выедал Джеймса изнутри и был неуязвим для атак своего «хозяина». Таким образом, Джеймс как бы пытался наказать самого себя за преступление.
    За три года до событий Silent Hill 2 Джеймс с женой побывал в музее «Исторического общества Сайлент-Хилла», где увидел картину с изображением палача на фоне казненных людей. Они были подвешены в металлических клетках. Эта картина поразила Джеймса и в дальнейшем стала ассоциироваться с убийством жены. Поэтому воображение и нарисовало именно образ пирамидоголового.
    Под маской пирамидхеда скрывается лицо самого Джеймса.
    В финале игры мы видим уже двух палачей, ведь Джеймс убивает и Эдди. Мучения главного героя удваиваются.
    Пытки и убийства, совершаемые палачом на глазах Джеймса, служат для того, чтобы сознание главного героя признало убийство Мэри. Чтобы он осознал реальность совершенного им преступления…
    …и как только он это делает, оба палача убивают сами себя.

Оставить комментарий

Город, Покрытый Туманом использует систему Граватар для отображения аватарок. Если вы желаете, чтобы рядом с вашим сообщением стояла ваша аватарка, то вам необходимо зарегистрироваться на http://ru.gravatar.com под тем же E-mail адресом, под которым вы оставляете комментарии. В тексте комментария вы можете использовать HTML код, для вставки изображений, ссылок, выделения текста и т.д.
Символ религии Silent Hill

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha